Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Состояние жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), высокий уровень износа инженерных сетей и производственного оборудования в отечественном ЖКХ позволяют специалистам объективно судить о результатах, сложившихся в области реформирования отрасли. Необходимость повышения качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в современных российских условиях приобретает особую актуальность поскольку вектор развития национальной экономики России становится все более ориентированным на инновационные технологии, энергоэффективность и альтернативную энергетику. В этой связи решение данной проблемы напрямую зависит от проводимой государством экономической политики и выработки концептуальных и методических подходов, адекватных требованиям современных рыночных отношений. Конкурентоспособность предприятий ЖКХ и их инновационное развитие во многом обусловлены не только их способностью оказывать традиционные услуги, но и потенциалом улучшения их качества, снижения издержек и затрат ограниченных природных ресурсов, увеличения точности и скорости обмена информацией между поставщиками и потребителями ЖКУ благодаря сетевым информационным технологиям. Конечного потребителя интересует возможность получать горячую воду и отопление регулярно и бесперебойно с учётом меняющихся климатических условий, чистота питьевой воды и её безопасность для здоровья.
Наличие вышеперечисленных проблем обусловливает необходимость системного изучения, обобщения и критического переосмысления сложившейся практики управления качеством услуг ЖКХ.
Неразработанность системы экономических взаимоотношений между субъектами современного ЖКХ и принципов его функционирования, позволяющих эффективно использовать социально-экономический потенциал ЖКХ, а также внедрять инновационные методы и инструменты обусловили актуальность избранной темы исследования.
В развитие теории, методологии, формирования и регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг внесли вклад работы следующих авторов: Л.В. Акифьева, Е. В. Агитаева, О. В. Журавлевой, И. П. Иванова, Е. А. Каменевой, Л.И. Спирина, Н. И. Сутягиной, Ю. В. Тишукова, Л. Н. Чернышева и др. Повышению качества продукции, услуг, а также реализации системного и комплексного подходов к ее решению посвящены работы: О. В. Аристова, Дж. Джурана, А. Г. Зекунова, К. В. Темирова и др. Проблематике совершенствования качества предоставления жилищно-коммунальных услуг посвящены работы: Н. А. Сосновского, Н.А. Соломатовой, Н. А. Хромова, А. А. Чалиева, Т. В. Шибановой и др.
Целью исследования является разработка методических основ и практических рекомендаций по управлению качеством жилищно-коммунальных услуг.
Достижение поставленной цели исследования предусматривает решение следующих задач:
¬ определить содержание, сущность ЖКУ и разработать их классификацию; ¬
исследовать систему организационно-экономических отношений субъектов рынка ЖКУ; ¬
выявить и обосновать систему показателей и критериев оценки качества ЖКУ; ¬
совершенствовать методику оценки качества предоставления ЖКУ; ¬
исследовать систему государственного контроля качества ЖКУ и предложить мероприятия по ее совершенствованию; ¬
разработать мероприятия повышения качества ЖКУ.
Объект исследования – система управления жилищно-коммунальным хозяйством в Горноуральском городском округе.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления качеством услуг ЖКХ.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых-экономистов, практиков по проблемам качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, реформирования ЖКХ России, управления объектами ЖКХ, нормативно-правовые акты Российской Федерации, Горноуральского городского округа.
Методологической основой исследования являются системный подход, экономический и статистический анализ, расчетно-аналитический метод, методы сравнения, статистический метод, метод группировок, анкетный опрос, экспертные оценки.
Практическая значимость исследования заключается в том, использование методических подходов к оценке качества жилищно-коммунальных услуг, путей совершенствования организационно-экономических отношений субъектов рынка ЖКУ, в комплексе буду способствовать повышению качества жилищно-коммунального обслуживания.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Система коммунального хозяйства в муниципальном образовании: понятие, принципы формирования
По формуле немецкого ученого А. Рисса, муниципальная экономика означает совокупность всех тех видов деятельности городского управления, посредством которых оказывается влияние на производство, распределение и потребление товаров, служащих для удовлетворения жизненных потребностей. Местная или муниципальная экономика в городах принимает форму муниципальной экономики, которая имеет свое собственное образование, а именно специальный орган самоуправления (муниципалитет), свои собственные средства (городские или муниципальные финансы) и имеет свою особую цель: улучшение городов и социальное благосостояние граждан.
Самый богатый источник общинных знаний, в частности муниципальных, находится в Германии, этой классической стране самого полного и строгого городского благоустройства. Почти все основатели муниципальной науки принадлежат к числу немецких ученых [36, стр. 28-32].
На сегодняшний день в РФ еще не разработана система органов, отражающая автономию самоуправления. Напротив, центры управления, которые находятся в условиях постоянной нехватки, не могут выполнять функции планирования в новых условиях.
В сфере коммунальных услуг услуги предоставляются муниципальными службами. Муниципалитет выступает в качестве организатора производства услуг. В России практически все услуги предоставляются таким образом.
Городское хозяйство включает органы управления (муниципальные) и районные (местные), финансовые и кредитные учреждения , органы поддержки и охраны общественного порядка, научные учреждения и т.д. Городское хозяйство понимается как деятельность субъектов в лице их государственных органов, направленная на удовлетворение известных коллективных потребностей городского населения.
Городская экономика или муниципальная экономика как экономическая система города играют решающую роль в развитии и улучшении города, а также в благополучии его населения, материального и духовного.
Общее Городское благоустройство включает в себя все те стороны устройства города, всю часть его материальной культуры, которая со своей целью может превратить город в общее жилище-здоровое, безопасное и, по возможности, прочное, долговечное, красивое и уютное.
Управление городским хозяйством тесно связано с функционированием и развитием сферы городского образования. Глобальная цель городской экономики как сложной системы может быть определена как обеспечение социального и нормативного уровня жизни населения и его потребностей в продуктах и услугах городской промышленности.
Реформа жилье и коммунальные услуги направлен на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, оказывающих услуги субъектам потребителями коммунальных услуг и имеют право-и дееспособность, и финансовую не только для осуществления деятельности по эксплуатации на курс, но также и для развития объемов жилья и коммунальных услуг.
Среди различных задач российских муниципалитетов важное место занимает жилищно-коммунальный сектор. На жилье приходится от 40% до 60% годовых расходов муниципалитетов. После приватизации квартир в муниципальных, муниципалитеты несут ответственность за предоставление жилищных услуг, как содержание жилья, водоснабжение, Отопление, утилизация бытовых отходов и т. д.
Жилье и коммунальные услуги играют решающую роль в формировании среды обитания человека. В современных городах состояние ЖКХ определяет уровень цивилизованной жизни. Наше внутреннее состояние зависит от условий, в которых мы живем. Наличие минимума коммунальных услуг — Это гарантия успеха в производстве, науке, учебе, гарантия нашего здоровья и благополучия. Коммунальные услуги — это набор услуг, предприятий, инженерных объектов и сетей, необходимых для удовлетворения бытовых, социокультурных и коммунальных повседневных потребностей населения [26, стр. 137-139].
Качество государственных услуг, форма, в которой предоставляется воды, тепла, электричества, состояния здоровья населенных пунктов, работа общественного транспорта, а также инженерное оборудование зданий и сооружений зависят не только от настроения и здоровья людей, а также их трудоспособности, что напрямую сказывается на производительности.
Однако в начале нового тысячелетия качество жилья и коммунальных услуг далеко не приемлемо. Основная проблема - дисбаланс расходов и доходов в этой области. Четкого решения для кардинального улучшения ситуации пока нет. Весь жилищный сектор нуждается в реформах, которые уже ведутся. Необходимы новые подходы к социальной политике, что, в свою очередь, требует изменений во многих федеральных законах. Реформаторы надеются изменить управление, повысить эффективность и сократить расходы муниципалитетов.
В поисках решения этой проблемы в общей системе регионального развития, идея самоуправления (саморазвития) территорий, становится все более привлекательной.
Развитие местного самоуправления (МСУ) является важным элементом социально-экономической реформы и согласования регионального развития.
Муниципальная собственность, предоставленная органам самоуправления, является источником доходов местного бюджета и основой функционирования органов местного самоуправления (ОМСУ) как хозяйствующего субъекта. Муниципалитеты не могут выполнять свои функции перед населением в области жилья, отопления, газа, воды, электричества, не имея достаточных производственных мощностей для обеспечения населения перечисленными услугами. К сожалению, руководители и многие муниципальные чиновники считают муниципальную собственность не средством выполнения своих основных функций по поддержанию жизни, а ценностью, которую можно выгодно продать, использовать доходы для покрытия текущих расходов, то есть "есть" во время пребывания у власти [13, стр. 286-290].
На наш взгляд, необходимо ограничить возможность местных властей совершать действия, связанные с банкротством муниципальных предприятий и продажей имущества. Органы местного самоуправления как собственники коммунальных услуг должны стремиться к выработке единой социальной и финансовой политики в сфере коммунальных услуг на муниципальных территориях. Подрядные жилищно-коммунальные организации отвечают за выполнение технических и нормативных требований в отношении содержания и использования жилья и коммунальных услуг, эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов при качественном и надежном обслуживании потребителей, безопасность жилья и коммунальных услуг.
Объекты общественного пользования обслуживаются муниципальными предприятиями или акционерными обществами при сохранении контрольного пакета акций для органа местного самоуправления.
Сейчас вокруг российских естественных монополий возникает много проблем. Они, используя большие финансовые средства и пользуясь слабостью местных органов власти, используя "легальные методы" для банкротства, отнимают у коммунальной энергетики функции продажи энергии (по высоковольтным линиям) и сбора" живых" денег, наносящих ущерб местному самоуправлению.
В результате резкого спада производства, снижение платежеспособности уровня доходов населения, налогообложения и, в целом, активности населения, местные органы власти не могут противостоять экономическому давлению естественных монополий.
1. на наш взгляд, необходимо поставить законодательный барьер на попытки "перекачать" муниципальную собственность в другие формы. Муниципалитеты, которые конституционно должны создавать все необходимые для жизни институты, не имеют финансовых ресурсов, в том числе для обеспечения минимальных стандартов жизнеобеспечения населения этой территории [31, стр. 101-103].
Частные показатели качества жизни-рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, заболеваемость-ухудшились; число зарегистрированных преступлений возросло. Многие формы социального обеспечения, состояние окружающей среды (атмосфера, вода, почва) продолжают ухудшаться.
О снижении уровня жизни свидетельствует и тот факт, что доля расходов на продовольствие увеличилась в структуре расходов населения с общим снижением его калорийности: суточная калорийность питания на душу населения в 1998 году составляла 2421,4 ккал, сейчас-2256,5 ккал. В развитых странах этот показатель превышает 3000 ккал. За годы реформ многие отрасли социальной сферы были разрушены, доля расходов снизилась населения на платные услуги. Снизилось качество медицинского обслуживания и образования, лечение и отдых стали недоступными для значительной части населения.
Общее снижение уровня жизни в стране выразилось в существовании большого слоя граждан, чей реальный доход не достигает прожиточного минимума. Ситуация усугубляется постоянным ростом платежей за жилищно-коммунальные услуги.
В настоящее время финансовые ресурсы для обеспечения средств к существованию человека зависят главным образом от субъективных факторов: рыночных условий, политической ситуации, налоговой структуры и уровня организации сбора налогов, пространственного положения, природных климатических условий, наличия природных ресурсов, экономической структуры и т.д.
В результате этого влияния происходит дифференциация уровня жизни различных человеческих сообществ и сообществ. Это противоречит Всемирной декларации прав человека, понятию мировой морали, которое формируется в мировоззрении человека.
Автономия органов самоуправления обязательно подразумевает финансовую автономию. Финансово-экономическая база обеспечивает экономическую независимость местных органов власти и служит прежде всего для удовлетворения потребностей населения муниципального образования, создания условий для его жизнедеятельности. На практике этот принцип оказался достаточно сложным для реализации. Правовая база, несовершенство которой выражалось в наличии противоречий между актами федерального законодательства, несогласованности федеральных и региональных законов в области местного самоуправления, этому не способствовала [42, стр. 81-85].
Наиболее острыми были вопросы исполнения полномочий по доходам и расходам за все время существования местного самоуправления в России. Теоретически созданы законодательные условия для самостоятельного финансового обеспечения деятельности местного самоуправления России, но на практике получается, что из более чем 12 тыс. муниципальных образований только 10 тыс. имеют свои бюджеты, то есть около 80%. Чаще всего это связано с реструктуризацией местного самоуправления. Организация муниципальных финансов, по-видимому, является очень важной проблемой, поскольку политическая автономия этого уровня власти во многом определяется способностью создавать сбалансированный бюджет и финансовую независимость.
Следует отметить тот факт, что провозглашенная в федеральных законах бюджетная автономия местных органов власти остается лишь лозунгом, поэтому местные органы власти не могут в полной мере выполнять свои функции и использовать имеющиеся ресурсные возможности. В контексте перехода на рынок необходимы системные представления о производственных, социальных и политических процессах в муниципалитетах, связанных с реализацией целей и организационно-экономических механизмов их развития.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллина, А. Р. Жилищно-коммунальное хозяйство в России / А. Р. Абдуллина, И. А. Владимиров. —непосредственный // Проблемы современной экономики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 183-185.
2. Акифьева Л. В., Савруков Н. Т., Суханова Т. В. Факторы, влияющие на качество предоставления жилищно-коммунальных услуг// Экономика и предпринимательство. 2015. № 11–2 (52–2). С. 150–153.
3. Банкротство предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг как инструмент повышения эффективности воспроизводства // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. Выпуск 50. - Ростов-на-Дону, 2018. – С. 88-96.
4. Богомолова И. С., Ковалева Е. М. Разработка стратегии развития предприятия жилищно-коммунального хозяйства // Альманах мировой науки. 2015. № 1–4 (1). С. 25–27.
5. Богомольный Е. И. Общее собрание собственников помещений. Инструкция по применению. ЖКХ для всех. — М.: Проспект, 2017. — 103 с.
6. Буньковский Д. В. Разработка стратегии предприятия в жилищно-коммунальном хозяйстве // Экономика и банковская система: теория и практика материалы заочной международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»; ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве РФ». 2016. С. 90–95.
7. Вашурин, И. А. К вопросу о реформировании системы управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства на территории Калининградской области / И. А. Вашурин // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 76-78.
8. Гайнанов Д. А. Основные направления формирования организационно-экономического механизма управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом / Д. А. Гайнанов, Т. А. Герасимов // Вестн. ЧелГУ. — 2016. — № 2. — С.70–75.
9. Ганиев М. Г., Хрусталев Б. Б. Особенности формирования стратегии развития предприятий жилищно-коммунальной сферы // Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2017. С. 32–34.
10. Горбунов В. Н., Дмитриева Т. Н., Байнишев С. М., Холопова А. А. Особенности инвестиционных процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 8 (35). С. 16–19.
11. Дронов, С.Е. Направления совершенствования региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Дисс. ...канд. экон. наук / С.Е.Дронов. - Тамбов, 2015. - 211 с.
12. Заляев, Р. Ф. Стратегия устойчивого развития предприятия / Р. Ф. Заляев. // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 286-290.
13. Заляев, Р. Ф. Стратегия устойчивого развития предприятия / Р. Ф. Заляев. // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 286-290.
14. Ильин, А.Ю. Темпы развития жилищно-коммунального хозяйства г. Тамбова в 1920-е - 1980-е годы на общесоюзном фоне / А.Ю. Ильин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 92 (47). С. 67-70.
15. Кадеров Н. И., Медведева Е. Н., Смирнова Ю. О. Анализ современных аспектов реформы жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. — 2017. — № 10. — С. 237–241.
16. Карлик А. Е., Тишков П. И., Ветрова Е. Н. Стратегическое планирование развития государственного предприятия в сфере водно-коммунального хозяйства // Проблемы развития территории. 2015. № 4 (78). С. 129–141.
17. Коваль, В.Н. Направления совершенствования сферы жилищно-коммунального хозяйства / В.Н. Коваль // Управление городом: теория и практика. 2015. №2. С. 10-14.
18. Кожевников С. А. Государственно-частное партнерство в жилищно-коммунальном хозяйстве региона: проблемы и перспективы развития монография / С. А. Кожевников, Т. В. Ускова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. — С.18.
19. Коноплева И. А. Государственно-частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2017. — № 4 (67). — С.26–30.
20. Кравченко, К. Ю. Муниципальные унитарные предприятия и их роль в системе жилищно-коммунального хозяйства / К. Ю. Кравченко // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 137-138.
21. Кузнецова Г. Г. Жилищно-коммунальное хозяйство как объект общественного управления / Г. Г. Кузнецова, Е. Ю. Федотовская // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2015. — № 8. — С. 85–88.
22. Макаров Г. Отечественный и зарубежный опят самоуправления в городских многоквартирных домах / Г. Макаров // Хозяйство и право. — 2018. — № 6. — С. 31–36.
23. Максимов, В. В. Тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: проблемы и перспективы / В. В. Максимов.// Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 172-174.
24. Мартынова, А. А. Основные методы управления системой жилищно-коммунального хозяйства / А. А. Мартынова// Молодой ученый. — 2016. — № 7 (42). — С. 103-107.
25. Мельцов, Д. Ю. Реализация реформы ЖКХ в муниципальном образовании / Д. Ю. Мельцов// Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 279-282.
26. Нагорная, Т. С. Зарубежный опыт работы управляющих компаний / Т. С. Нагорная. // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 137-139.
27. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 // Собр. законодательства РФ. 2018. № 19. Ст. 2337.
28. Паршков, А. Е. Информационные технологии и их применение в сфере жилищно-коммунального хозяйства / А. Е. Паршков // Техника. Технологии. Инженерия. — 2018. — № 1 (7). — С. 14-17.
29. Пентюхина, А.В. Инновационное развитие ЖКХ / А.В. Пентюхина, О.Н. Мананникова // Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: материалы VII Ежегодной Всероссийской научно -практической конференции (заочной) (с международным участием) / М-во обр. и науки РФ; ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина»; / отв. ред. А.А. Бурмистрова. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2017. С.199-204.
30. Проблемы развития конкурентной среды в формирующейся сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. Выпуск 45. - Ростов-на-Дону, 2017. – С. 54-56.
31. Рыжкова, К. Ю. Актуальные вопросы совершенствования системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах / К. Ю. Рыжкова// Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 101-103.
32. Рябоконь М. В. Механизм привлечения инвестиционных ресурсов в развитие жилищно-коммунального хозяйства // Экономинфо. 2016. № 25. С. 73–75.
33. Ряховская А. Н. Устойчивое функционирование и развитие предприятий: основные механизмы, принципы, критерии оценки // Эффективное антикризисное управление. 2016. № 2. С. 58–66.
34. Селютина Л. Г., Евсеева Е. И., Мартынова А. В., Нектов В. В., Николюк Е. С. Социальное жилищное строительство в России: реалии и перспективы развития // Научное обозрение. 2015. № 21. С. 218–220.
35. Серикова В. Е. Анализ современного состояния ЖКХ в России//Молодой учёный. 2018. № 18 (204). С. 368–370
36. Сидорина, О.В. Государственная жилищная политика: понятие и цели реализации / О.В. Сидорина // Государственная служба. 2015. №2. С.28-32.
37. Таслунов А. Н., Барабанов А. С. Анализ тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере г. Вологды) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 6 С.106–118.
38. Чаадаева В. В. Информационные технологии управления бизнес-процессами предприятий коммунального комплекса // Международный технико-экономический журнал. 2016. № 2. С. 74–79.
39. Чаадаева В. В. Принципы разработки целевой модели устойчивого развития предприятия коммунального сектора экономики // Экономика: теория и практика. 2016. № 1 (41). С. 112–117.
40. Чаадаева В. В. Структура и параметры формирования инновационного потенциала предприятия коммунального сектора экономики // Вестник современной науки. 2015. № 9–1 (9). С. 92–96.
41. Чернышев А. В. Современные подходы к формированию рациональной стратегии управления инвестициями предприятий жилищно-коммунального комплекса// Экономика и предпринимательство. 2015. № 3–2 (56–2). С. 268–271.
42. Шибиченко Г. И. Государственное и муниципальное регулирование функционирования предприятий ЖКХ / Г. И. Шибиченко // Гос. и муниципальное упр. в XXI веке: теория, методология, практика. — 2015. — № 19. — С. 81–85.
43. Янковский Н.Я. Правовые основы функционирования коммунального хозяйства в Европейских странах. Владивосток: Сфера ЖКХ, 2017. 340 с.